3DO Interactive Multiplayer

3DO Interactive Multiplayer (или просто 3DO) — это серия игровых консолей, выпускавшаяся в 1993 и 1994 гг. компаниями Panasonic, Sanyo и Goldstar. Эти консоли производились в соответствии с набором спецификаций, предложенных The 3DO Company, и изначально разработанных Dave Needle и RJ Mical из New Technology Group. Идея создания консоли принадлежит предпринимателю, Trip Hawkins, который также является основателем EA Games.
Несмотря на активную рекламу, сопровождавшую запуск системы, и использование передовых технологий, высокая цена системы (на момент выхода она составляла 699,95 USD) и перенасыщение рынка игровых систем привели к быстрому завершению её жизни.

Особенности приставки
На момент выпуска консоль обладала очень продвинутыми аппаратными возможностями: 32-разрядный процессор ARM60 с RISC-архитектурой, работающий на частоте 12,5 МГц; два графических сопроцессора; 16-разрядный цифровой сигнальный процессор и специальный математический сопроцессор. Все дополнительные сопроцессоры были разработаны специально для этой консоли. Также, консоль имела 2 мегабайта ОЗУ, 1 мегабайт видеопамяти, и двухскоростной CD-привод. Имелась возможность одновременного подключения до 8 джойстиков (оригинальным способом - в цепочку, один подключается к другому). Помимо использования специально разработанного ПО, консоль могла проигрывать CD-аудио (включая поддержку CD+G), просматривать Photo CD и Video CD. Для воспроизведения последнего требовалось использование специальной карты расширения для декодирования MPEG-видео (производилась только для американской модели Goldstar и японских Panasonic). Однако, только несколько игр полностью использовали потенциал консоли.
Отличительной особенностью 3DO является то, что она была одной из немногих консолей с CD-приводом, не имевших ни региональной блокировки, ни защиты от копирования, что привлекало как зарубежных игроков, как и производителей нелицензионных копий игр. Тем не менее, модель от Goldstar считается недолговечной при использовании её в подобных целях.
Хотя региональная блокировка в 3DO отсутствует, несколько японских игр не могут запускаться на версиях консоли для других стран, из-за использования в них специального шрифта кандзи. По рекомендациям 3DO company, большинство сторонних разработчиков ПО помещали этот шрифт на CD с игрой, во избежание подобных проблем. Однако, некоторые разработчики этого не делали, поэтому игра Sword and Sorcery (которая была издана на английском под названием Lucienne's Quest), и демоверсия Alone in the Dark имеют подобную проблему. Также, некоторые более поздние игры умели определять регион приставки и отказывались запускаться на других - например, Soccer Kid для PAL-версий приставок.
Часто говорится, что библиотека ПО для 3DO показывает все худшие аспекты видеоигр того времени. Это было время рассвета CD-игр, поэтому в большинстве игр фрагменты низкокачественного видео доминировали над хорошим игровым процессом. Лучшие игры 3DO часто являются переносами игр с других систем. Это такие игры, как Alone in the Dark, Myst, Out of This World, и Star Control II. Другие игры, которые также стоит отметить - Need for Speed, Jurassic Park Interactive, Crash N' Burn, Slayer, Killing Time, и первый перенос игры Super Street Fighter II Turbo с аркадного автомата на домашнюю систему, который превосходит оригинальную версию за счёт использования качественного CD-звука. На 3DO начали своё существование некоторые игровые сериалы от Electronic Arts, Studio 3DO и Crystal Dynamics, продолжившиеся и на других 32-битных консолях. Одна из лучших 3DO-игр, Return Fire (продвинутая игра про танковые сражения), была портирована на Sony PlayStation и Sega Saturn, а также на PC, под ОС Microsoft Windows. Но там она не имела большого успеха.
Помимо консолей, фирмой Creative Technology выпускался 3DO Blaster - плата расширения стандарта ISA, предназначенная для установки в IBM-PC совместимые компьютеры. С её помощью становилось возможным использовать ПО консоли на обычном PC. Стоит отметить, что работать она могла лишь в связке с CD-ROM Matsushita CR-563-B (выпускался под торговой маркой Panasonic и как OEM для Creative Labs).
Кроме этого, было создано несколько аркадных игровых автоматов. 2 автомата были произведены компанией Atari, они использовали процессоры PowerPC 602 и аппаратно были ближе к M2 [1]; еще с полдюжины были выпущены компанией American Laser Games [2][3][4].
3DO Company также разработала консоль следующего поколения, M2, на основе процессора PowerPC 602. Но после ухода компании из консольного бизнеса эта технология была продана Matsushita, которая так никогда и не выпустила систему в продажу.
Впоследствии на основе M2 Konami создала плату для аркадных игровых автоматов [5]. Так как игры запускались с CD-привода, система имела большие паузы во время загрузки данных (иногда до 30-60 секунд на загрузку игрового уровня), и низкую надёжность. На этой платформе вышло небольшое количество игр (на данный момент известно 5).

Технические характеристики
Двухскоростной (зависит от производителя) CD-привод, со скоростью передачи 300 КБ/с, имеющий буфер для чтения размером 32 Кб
Многозадачная 32-разрядная операционная система

Процессор
32-разрядный ARM60 с RISC-архитектурой, на частоте 12,5 МГц (производительность примерно равна 68030 на частоте 25 МГц). Производился Advanced RISC Machines
Математический сопроцессор
32kb SRAM

Видеосистема
Разрешение 640x480, 24-битная глубина цвета (около 16,7 миллионов цветов),
два сопроцессора для ускорения обработки изображений, с производительностью 9-16 миллионов пикселов в секунду (36-64 мегапиксела/с с интерполяцией). Эффекты искажения, масштабирования, вращения, текстурирования.

Основная система
Высокоскоростная системная шина (50 мегабайт в секунду)
36 каналов DMA для быстрой передачи данных
2 мегабайта основного ОЗУ
1 мегабайт видеопамяти
2 порта расширения

Звук
16-битный стереозвук
Частота дискретизации 44,1 кГц
Полная поддержка Dolby Surround Sound
Специальный 16-разрядный сигнальный процессор (DSP)

Периферийные устройства
переферийные устройства можно было подключать через 2 слота расширения
Карты памяти
Модемы
Карта поддержки MPEG-1
Расширение системы(апгрейд до M2, обладающей гораздо более высоким потенциалом, приблизительно на уровне приставок 6 поколения). в откртой продаже отсутствует. вероятно, было заморожено в процессе разработки.

Модели
Panasonic FZ-1 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer (Япония, Азия, Северная Америка и Европа) — Первая система 3DO, изначально стоившая 699,99 долларов.
Panasonic FZ-10 R.E.A.L. 3DO Interactive Multiplayer (Северная Америка, Европа и Япония) — Менее дорогая и габаритная модель, чем FZ-1.
Goldstar 3DO Interactive Multiplayer (Северная Америка, Южная Корея и Европа) — Некоторые игры не могли работать с первыми моделями от Goldstar.
Goldstar 3DO ALIVE II (только Южная Корея)
Sanyo TRY 3DO Interactive Multiplayer (только Япония) — Наиболее редкая модель 3DO.
Creative 3DO BLASTER — комплект из карты расширения для PC (с разъёмом ISA), двухскоростного CD-привода и одного джойстика, позволяющий запускать игры 3DO на PC. Очень редкий.
Panasonic ROBO Hotel Unit (только Япония?) — версия для установки в отелях, подразумевалась плата за каждую игру. Представляет собой обычную 3DO с CD-Changer’ом, закрытую в настольном компьютерном корпусе.

В начале 90-х годов рынок видеоигр оказался перенасыщенным. Множество компаний, таких как Philips, Sega, Nintendo, Commodore, SNK, и Atari, предлагали свои игровые системы. К 1995 году большинство из этих систем оказались неконкурентоспособными, и их производство было прекращено. Наиболее удачными оказались системы SNES от Nintendo, и Mega Drive/Genesis от Sega. Многие считают, что последним ударом стала быстро растущая популярность системы PlayStation от Sony, которая в итоге не только вытеснила все другие CD-консоли, такие как CD-i, но и привела к быстрому концу Saturn (в 1998). Впрочем, некоторые называют основной причиной краха ее высокую стартовую стоимость, и хотя цена вскоре была значительно снижена, приставка осталась в глазах многих "приставкой для богатых".
Несмотря на активную рекламу на Канадском телевидении YTV в программе It’s Alive, и потенциальную способность подключения расширений к 3DO Interactive Multiplayer, поддержка системы сторонними разработчиками отсутстовала. Это привело к прекращению производства системы 3DO в 1995 году. The 3DO Company переориентировалась на издание программного обеспечения, создав такие игры, как серия Army Men и серия Heroes of Might and Magic, но впоследствии обанкротилась и была ликвидирована в 2003 году.